Базуев Г.К. «Стоит обелиск у дороги»

Стоит обелиск у дороги.
Г.К. Базуев

Весной и летом 1918 г. положение молодой Советской республики было очень тяжелым. К этому времени сложилось объединение сил иностранкой и внутренней контрреволюции для свержения Советской власти. Одной из главных сил внутренней контрреволюции было кулачество. Кулаки пользуясь слабостью и плохой организованностью  бедноты, захватывали отобранные у помещиков земли, отказывались продавать государству хлеб по твердым ценам, продавали его по повышенным ценам спекулянтам и мешочникам, срывая государственную хлебную монополию. Они обрекали на голодную смерть рабочих города и бедноту деревни. Кулаки хотели при помощи голода заставить Советскую власть отказаться от поддержки бедноты сделать деревню мелкобуржуазной-кулацкой, сохранить свое господство и эксплуатацию основной массы крестьянства и, в конечном итоге, задушить власть Советов. Положение в деревне усложнялось еще и тем, что во многих сельских и волостных Советах «заседали» меньшевики, эсеры и другие контрреволюционные элементы, которые поддерживали продовольственный саботаж кулачества. В сложнейшей политической обстановке Коммунистическая партия выделила в виде главной задачи-дальнейшее углубление социалистической революции в деревне на основе укрепления союза рабочего класса и беднейшего крестьянства против кулачества. 11 июня 1918 г. на заседании ВЦИК был принят декрет «Об организации деревенской бедноты и снабжения её хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями». Декрет подписали В.И. Ленин и Я.М. Свердлов. Летом и осенью 1918 г. в стране была создана массовая сеть сельских и волостных комитетов бедноты (комбедов). К началу ноября 1918 г. в ЗЗ губерниях Европейской России и Белоруссии действовало 122 тыс.комбедов. Как правило, их председателями крестьяне избирали большевиков или сочувствующих. Крестьянская беднота Каслинского района под руководством местных большевиков также активно боролась за хлеб и землю, за социальные. преобразования в деревне. Без преувеличения можно сказать, что основной опорой партии в работе с беднотой района в её организационном сплочении стали вернувшиеся домой солдаты-фронтовики, участники Февральской и Октябрьской революций.  Весной 1918 г., еще до начала сева, во всех волостях района была проведена земельная реформа. В ходе передела земли решались и другие вопросы.   По решению собраний бедноты и исполкомов Советов за счет  реквизации  излишек у кулачества неимущие крестьяне обеспечивались семенами, с/х инвентарём, тяговой силой. Таким образом, посевная кампания года в районе была обеспечена. Комбеды в нашем районе оформились в июне 1918 г. Пользовались большим авторитетом у крестьян волостные и сельские комбеды: Ю-Коневский, Тюбукский, Огнёвский, Слободчиковский, Пьянковский,  Тиминский, Багарякский и Булзинский. Их деятельность вызывала мощное сопротивление и бешеную злобу кулачества. Палили обрезы, сверкали бандитские ножи, множились кулацкие вылазки, особенно с усилением колчаковщины и мятежом белочехов. Трагической оказалась судьба многих комбедовцев. Чинили расправу с советскими активистами вооруженные кулацкие дружины ,созданные и действовавшие во всех крупных селах, свирепствовал колчаковский карательный отряд, называвшийся районной комендантской командой. Истинным вожаком Ю-Коневской бедноты был большевик Георгий Романович Пьянков. Будучи грамотным, справедливым и неподкупным человеком, на сходе сельской бедноты он первым был назван председателем комбеда. В состав были избранны также вернувшиеся с войны солдаты-фронтовики Астафий Карпович Мошкин и Данил Васильевич Батуев. Испытанные на деле во время земельной реформы, в работе общественной кассы взаимопомощи, в которой были сконцентрированы реквизированные семена и сельхозинвентарь, и благодаря которой бедняки успешно провели весенний сев на своих наделах, комбедовцы имели огромный авторитет среди населения, что явно не нравилось многочисленным богачам села. В ночь на 21 июля 1918 г. эти живодёры руками белобандитов и местной кулацкой дружины арестовали комбедовцев. Пытки, истязания в местной каталажке закончились отправкой в Касли…Убийство было совершено на пути между Тюбуком и Каслями в лесу, у озера. Там же были казнены борцы за дело революции из Тюбука и Булзей. 3ахоронить их в родных сёлах на общих кладбищах власти не разрешили. И только после изгнания колчаковцев с Урала и окончательного утверждения советской власти в районе, было совершено перезахоронение. Ю-Конёвские комбедовцы схоронены в центре села со всеми революционными почестями. В сенокосную пору 1919 г. по доносу предателя белобандиты арестовали прямо в поле у сенных зародов организаторов деревенской бедноты-первого председателя Пьянковского сельского совета большевика Ваганова Афанасия Евгеньевича, председателя деревенского комбеда Жабреева Кирилла Николаевича и молодого крестьянского парня-комбедовца  Дениса (фамилию и отчество установить не удалось). Избитых, полураздеты х, связанных за руки, их не довезли до села Боёвки, где стоял карательный отряд, -зверски убили в пазниковском перелеске возле д. Гусевой. Каратели жестоко избили родных и близких арестованных. Безжалостно и бесстыдно, на виду всего села, белобандиты избили и высекли тётушку Хиваниду, уважаемую в селе женщину, -жену А. Е. Ваганова. Комитеты бедноты-героическая страница истории нашей Родины. 3а полгода своей деятельности они пробудили к активной  политической жизни миллионы деревенских бедняков и середняков, обеспечили дальнейшее развертывание соц.революции в деревне. 7О лет прошло с того времени. Уходят из жизни старшие поколения и постепенно стирается в памяти то героическое прошлое, которое ярким светом озарило будущее нашего народа. Не всё то, что делает историю, вписано в школьные учебники, воспето в песнях и описано в книгах. Не создан монумент памяти крестьянским мужикам д. Пьянковой. Ю-Коневцам на видном месте поставили памятник -у самой оживлённой дороги района «Тюбук-Багаряк». Но уходят от памятных мест современные магистрали. Не стало боевской дороги из Пьянковой, на которой погибли комбедовцы. Ушла напрямую дорога из Тюбука в Багаряк, оставив в стороне у речки Синары то, чему вечная память завещана. Стоит обелиск у дороги,.. У старой избитой дороги, по которой не ездят-не ходят. Стоит одиноко и ждет людского внимания. «Красное знамя». 1988 г.